Противники
В городе Иисус перевернул все столы торговцев, продающих свой товар в храме божьем. Он сказал, что это место предназначено для молитвы, а не для торговли, и выгнал их. Затем поведал людям о своей дальнейшей участи и рассказал про всемогущего Бога.
Такая любовь народа всколыхнула волну ненависти среди иерусалимских первосвященников, и они решили убить его.
Несмотря на то, что Иисус знал об этом, он не стал ничего менять, так как исполнял волю Бога.
Упоминание
Первые изображения Иисуса нашли в IV веке на саркофагах, хотя обычай, известный, как Пальмовое воскресенье, установился в VII веке. По некоторым данным, этот праздник учредили в Иерусалиме.
Кроме православных христиан, его отмечают католики и протестанты, а также древние восточные церкви.
На Руси Вербное воскресенье отмечают с Х века.
Значение
Вербное воскресенье имеет огромное значение для православных христиан. Этот день каждый год напоминает верующим о поступке Иисуса ради людей. Это символизирует добровольные страдания, самопожертвование на благо всех окружающих. Он заранее знал, что его ждет, но все равно пошел на страдания.
Что нельзя делать?
В этот большой праздник запрещен физический труд. В старину не разрешалось женское рукоделие: вязание, шитье, пряжа. Нельзя стирать, убирать, готовить, работать в саду или огороде. Поэтому горячие блюда готовятся заранее, в субботу. Исключение составляет лишь уход за скотиной.
Также в этот день не разрешается расчесываться.
Что можно делать?
Этот день стоит начать с посещения церкви, где можно приобрести веточки вербы. В этот день можно просить об исцелении, а также о зачатии ребенка. Придя домой стоит украсить ими дом и собраться семьей за столом.
В отличие от обычных дней поста, в Вербное воскресение разрешается садиться за трапезу два раза.
Вербная традиция
По евангельским текстам, люди были так сильно поражены воскресением Лазаря, что встретили его по-царски, устилая дорогу пальмовыми ветвями. С тех давних пор появилась традиция с пальмовыми ветвями.
Так как в нашей местности пальмы не растут, христиане заменили ее ветвями дерева, которое расцветает раньше всех. Так праздник стал называться Вербным.
Обычаи
Цветущая ветвь с пушистыми почками является древнейшим атрибутом праздника, имеющего множество обычаев. Вечером в субботу принято относить ветви в церковь, чтобы после ночного богослужения они раздавать людям освященную вербу. Их нужно хранить у иконы весь год, пока не наступить следующее Вербное.
Христиане верили, что освещенное растение оберегает дом и его жителей, приносит удачу и благополучие. Вербу с прошлого года выбрасывать нельзя. Желательно ее сжигать или относить в храм. Также разрешается посадить в землю, но только не в праздничный день.
Приметы
Согласно народным приметам, Вербное воскресенье «подскажет» погоду на год. Если в этот день тепло и солнечно, то все будет отлично. А если погода не удалась, то стоит ожидать неожиданностей и быть наготове.
Еще одна известная примета связана с освещенными веточками вербы. В старину верили, что если скушать почку освещенной в храме вербы, то ближайший год обойдется без болезней. Некоторые даже толкли сухие почки и добавляли в пищу.
Еда
Между Вербным воскресеньем и Пасхой длится Страстная неделя, которая является самой строгой для православных. Для такой подготовки разрешаются некоторые послабления, позволяющие набраться сил перед испытанием. В этот день разрешено кушать рыбу, добавлять растительное масло и выпить немного красного вина.
В старину женщины пекли печенье, используя разрешенные ингредиенты. В качестве особой начинки запекались почки освещенной вербы.
Вербное воскресенье — один из самых важных дней верующих христиан. В этот день укрепляется вера, и пропадают все недобрые помыслы.
П риветствуем Вас, дорогие дети и родители, на православном сайте «Семья и Вера»!
П еред Вами следующая страничка из книги «Великий пост: чтение для детей на каждый день», посвященная Вербному Воскресению, которая включает в себя одноименный рассказ Ивана Шмелева «Вербное воскресенье» и краткое описание праздника Входа Господня в Иерусалим.
Вход Господень в Иерусалим
В Иерусалиме собралось много народу на праздник иудейской пасхи, и навстречу Иисусу вышла толпа: все размахивали пальмовыми ветвями, устилали ими дорогу и кричали: «Осанна! Благословен идущий во имя Господне!»
Люди думали, что Он пришёл восстановить сильное Израильское царство, и приветствовали Его, как великого земного царя-освободителя.
Мы стоим в этот день в храме с веточками вербы - тоже приветствуем Господа. Но не так, как встречали Иисуса у ворот Святого города, а с трепетом поклоняемся Спасителю, идущему на Крест. Как поётся в этот день, мы «все, взявши крест свой, глаголем: осанна в вышних!»
ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
Иван Шмелев
(Из книги «Лето Господне»)
…В каретном сарае Гаврила готовит парадную пролётку - для «вербного катанья», к завтрему, на Красной Площади, где шумит уже вербный торг, который зовётся - «Верба». У самого Кремля, под древними стенами. Там, по всей площади, под Мининым-Пожарским, под храмом Василия Блаженного, под Святыми Воротами с часами, - называются «Спасские Ворота», и всегда в них снимают шапку - «гуляет верба», великий торг - праздничным товаром, пасхальными игрушками, образами, бумажными цветами, всякими-то сластями, пасхальными разными яичками и - вербой.
Горкин говорит, что так повелось от старины, к Светлому Дню припасаться надо, того-сего…
Идём с Горкиным к Казанской - до звона, рано: с вербой распорядиться надо. Загодя отвезли её, в церкви теперь красуется. Навстречу идут и едут с «Вербы», несут веночки на образа, воздушные красные шары, мальчишки свистят в свистульки, стучат «кузнецами», дудят в жестяные дудки, дерутся вербами, дураки. Идут и едут, и у всех вербы, с листиками брусники, зиму проспавшей в зелени под снегом. В церкви, у левого крылоса, - наша верба, пушистая, но кажется почему-то ниже. Или её подстригли? Горкин говорит — так это наша церковь высокая. Но отчего же у лужи там… - небо совсем высокое? Я подхожу под вербу, и она делается опять высокой. Крестимся на неё. Раздавать не скоро, под конец всенощной, как стемнеет. Народу набирается всё больше. От свещного ящика, где стоим, вербы совсем не видно, только верхушки прутиков, как вихры. Тянется долго служба. За свещным ящиком отец, в сюртуке, с золотыми запонками в манжетах, ловко выкидывает свечки, постукивают они, как косточки. Много берут свечей. Приходят и со своими вербами, но своя как-то не такая, не настоящая. А наша настоящая, свячёная. Очень долго, за окнами день потух, вербу совсем не видно. Отец прихватывает меня пальцами за щёчку: «Спишь, капитан… сейчас, скоро». Сажает на стульчик позади. Горкин молится на коленках, рядом, слышно, как он шепчет: «Обчее воскресение… из мёртвых воздвиг еси Лазаря, Христе Боже…» Дремотно. И слышу вдруг, как из сна: «Общее воскресение… из мёртвых воздвиг еси Лазаря, Христе Боже… Тебе, победителю смерти, вопиём… осанна в вышних!» Проспал я?.. Впереди, там, где верба, загораются огоньки свечей. Там уже хлещутся, впереди… - выдёргивают вербу, машут… Там текут огоньки по церкви, и вот - все с вербами. Отец берёт меня на руки и несёт над народом, над вербами в огоньках, всё ближе - к чудесному нашему кусту. Куст уже растрепался, вербы мотаются, дьячок отмахивает мальчишек, стегает вербой по стриженым затылкам, шипит: «Не напирай, про всех хватит…» Отец Виктор выбирает нам вербы попушистей, мне даёт самую нарядную, всю в мохнатках. Прикладываемся к образу на аналое, где написан Христос на осляти, каменные дома и мальчики с вербами, только вербы с большими листьями, - «вайи»! - долго нельзя разглядывать. Тычутся отовсюду вербы, пахнет горьким вербным дымком… дремучим духом?.. - где-то горят вербёшки. Светятся ясные лица через вербы, всё огоньки, огоньки за прутьями, и в глазах огоньки мигают, светятся и на лбах, и на щеках, и в окнах, и в образах на ризах. По стенам и вверху, под сводом, ходят тёмные тени верб. Какая же сила вербы! Всё это наша верба, из стариковых санок, с нашего двора, от лужи, - как просветилась-то в огоньках!.. И вот - свячёная, в нашей церкви, со всеми поёт «Осанну». Конечно поёт она: всё ведь теперь живое, воскресшее, как Лазарь… - «Общее Воскресение»…
31.03.2018 19.11.2019 by Mnogoto4ka
Вербное воскресенье или Вход Господень в Иерусалим каждый год празднуют в свое время. Это переходящий праздник. Когда праздновать Вербное воскресенье, зависит от того, когда празднуют Пасху. Вербное воскресенье всегда отмечается за неделю перед Пасхой. Таким образом, Вербное воскресенье в 2016 году выпадает на 24 апреля, в 2017 году - 9 апреля, в 2018 году - 1 апреля, в 2019 году - 21 апреля, в 2020 - 12 апреля.
ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
Вербное воскресенье символизирует Вход Господень в Иерусалим. Отличие только в том, что у нас в России вместо пальмовых веток используют веточки вербы. Сделаем небольшое отступление и вспомним канун Вербного воскресения — Лазареву субботу. Прошло четыре дня, как умер Лазарь. Его сестра Марфа встретила Иисуса Христа со словами: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». И ответил ей Иисус: «Воскреснет твой брат». Они пришли в Вифанию, к пещере, где был похоронен усопший. Велел Иисус Христос отвалить камень, затем, помолившись Отцу Небесному, обратился к Лазарю: «Лазарь, иди вон!». Тот сразу же поднялся и вышел из пещеры.
Отправился Иисус Христос в Иерусалим. Подойдя к городу, он сел верхом на ослика и въехал в ворота. Люди уже знали о чудесном воскрешении Лазаря, и встречали Иисуса Христа как Царя освободителя от греха земного. Народ приветствовал Спасителя словами: «Осанна сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышнях!». Многие стелили одежду на землю, клали пальмовые ветки. Сам въезд на ослике символизирует на Востоке мир, если же въезжали на лошади, то это знак войны. Иисус Христос показал всем, что он пришел с миром. Господь пришёл в Иерусалим добровольно, зная какие муки и страдания Ему предстоит пройти. Позже к Иисусу Христу подходят люди с различными недугами, Он их исцеляет. Вечером Спаситель уходит обратно в Вифанию.
Мы с Вами, стоя в церкви в вербное воскресенье, держим в руках зажженные свечи и веточки вербы, которые едино символизируют победу жизни над смертью. Мы, молясь, приветствуем Иисуса Христа как Победителя смерти и ада, освободителя грехов наших. Вербочки, освященные святой водой, следует сохранить дома. У нас в России не растут пальмы, поэтому их поменяли на вербу.
Праздник входа Господня в Иерусалим христианская церковь ввела в IV веке, а на Руси он появился в X веке и стал называться Вербным Воскресеньем, поскольку верба имела такое же значение, что и пальмовые ветви. По традициям праздника накануне Вербного Воскресенья в давние времена русские люди ходили к берегам реки ломать вербу, и это был настоящий обряд. Верба всегда освящалась в церкви святой водой, впрочем, эта традиция сохранилась и до нашего времени.
В тёплых странах этот день встречают именно с пальмовыми ветвями, в нашей же стране в это время года листья на деревьях ещё не распускаются. Ветви вечнозелёных хвойных растений традиционно применялись при обрядах погребения, поэтому их использовать нельзя.
По приметам и поверьям считалось, что освящённая верба обладает целебными свойствами, поэтому веточками прикасались к людям, желая им здоровья, ставили у изголовья больных, прикладывали к больным местам, стегали детей, чтобы те не болели в течение года и росли здоровыми. Растолченные высушенные почки вербы добавляли в различные целебные отвары, которые использовали для лечения ран и кожных болезней. Иногда почки добавляли в хлеб и другую выпечку, а некоторые пекли хлеб в форме вербовой веточки. Из раскрывающихся почек делали вербную кашу. Но верба не только исцеляет, она придаёт физическую силу, смелость и мужество, поэтому многие юноши делали себе обереги и талисманы из почек вербы.
Считалось, что если перед дальней дорогой или каким-нибудь серьёзным делом съесть несколько вербовых почек, то человека на его пути и в деле будет ждать только успех. Ветвями украшали иконы, их развешивали по углам комнат, что многие делают по сей день. Также амулеты из вербовых почек носили женщины, у которых не было детей. По примете, нужно было съесть по десять почек через пять дней после окончания месячных, это должно было помочь в зачатии ребёнка. А чтобы потомство было здоровым, то веточку вербы клали под перину, а молодоженов осыпали почками.
Наши предки считали, что верба может наделить половой силой не только человека, но и скот. Именно поэтому домашних животных стегали освященной вербовой ветвью, развешивали ветви в хлевах, а перед первым выгоном в поле скармливали животным эти ветви, чтобы те не отравились ядовитыми травами, не стали жертвой болезней, воров и хищных животных. Ни один день не обходится без примет, связанных с погодой. И Вербное воскресенье - не исключение.
Если на Вербное воскресенье идёт дождь - ждите хорошего урожая. Эта примета основана на многолетних наблюдениях наших предков. Они заметили, что, если в данный день идет дождь, то урожай будет просто замечательный. Если же, наоборот, стоит сухая погода, то и урожая можно не ждать. А, если на небе тучи, пасмурно, но дождя нет, то урожай будет достаточно хороший, но не такой, как хотелось бы. Также считалось, что верба может защитить дом от природных стихий. В дом, в котором есть освящённая веточка вербы, не попадёт молния. Если при пожаре вербу бросить в огонь, то он быстрее погаснет, и пламя не перейдёт на другое строение. А веточки, брошенные во время ледохода в воду, помогут избежать больших паводков.
Если к следующему празднику Вербного воскресенья в доме оставались неиспользованные ветви, то их ни в коем случае нельзя было выкидывать. Их необходимо сжечь и бросить в ручей или реку, причём, вода не должна быть стоячей. Выбирая новые ветви, отдавали предпочтение молодым деревьям, растущим у рек. Нельзя было брать ветви с деревьев, растущих около кладбища, а также на которых есть гнёзда и дупла.
Многие люди, верующие и не очень, и в наши дни накануне Вербного воскресенья украшают свой дом веточками вербы, ведь это растение дарит радость и пробуждает в сердце весну.
ПРИМЕТЫ НА ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ
Постучишь по телу веточкой вербы – будет здоровье целый год. Пожалуй, это единственная примета, о которой знают люди сегодня. Сначала веточку вербы освящают в этот день в церкви, а после этого веточкой постукивают по телу и приговаривают: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земля». Такое предпочтение отдается именно вербе потому, что это, пожалуй, самое живучее дерево, какое только есть в природе. Считается, что даже если палку вербы воткнуть в землю вверх «ногами», то она все равно примется, и будет расти. Именно по этой причине верба сможет дать здоровье человеку, потому, что она сама очень сильная.
Съешь почку вербы – решится важное дело. Освященные веточки вербы было принято хранить целый год возле иконы. Если вам предстоит идти на важные переговоры, или вы собираетесь начать очень важное для вас дело, и вы не уверены в результате, то верба поможет вам и здесь. Но поможет только та верба, которая в Вербное воскресенье была освящена в церкви. Отправляясь на важное дело, нужно оторвать от веточки три почки и съесть их, запивая свяченой водой, при этом думая о своем деле. Правда, пользоваться этим свойством веточки можно только в самом крайнем случае. Постоянно, надо не надо, вербу лучше не беспокоить, может выйти боком.
На Вербное воскресенье подумай о любимом человеке, он и придет. Суеверие? Скорее всего. Но раньше молодая девушка, если ей нравился какой-нибудь парень, а он на нее не обращал никакого внимания, ждала именно этого дня. Начиная с самого утра, она начинала думать о том, кто дорог ее сердцу. Ее мысли каким-то непонятным образом передавались этому парню. А вечером он приходил к ней, чтобы позвать ее погулять. В принципе, уже давно доказано, что человеческая мысль материальна. Все, о чем мы думаем, рано или поздно обязательно случается в реальной жизни. Возможно, у Вербного воскресенья такая энергетика, которая позволяет воплотить наши мысли в жизнь гораздо быстрее, чем в любой другой день.
Посади комнатное растение на Вербное воскресенье – будешь богатым. Раньше считалось, что если именно в этот день посадить комнатный цветок, то он привлечет в вашу жизнь деньги. В городах, конечно, держали комнатные растения, а вот в деревнях было не до того. Но те, кто знал об этой примете, и сажали комнатные растения, очень быстро вставали на ноги. Но у этой приметы есть несколько особенностей, о которых мало кто знает. Во-первых, если цветок в течение месяца завянет, то вам предстоит прожить всю свою жизнь в бедности. А во-вторых, сажать нужно только растения с большими и мясистыми листами. Кстати говоря, одно из таких растений сейчас называют денежным деревом. Для того чтобы оно не завяло и росло хорошо нужно знать специальные правила его посадки и ухода за ним. Кстати, замечено, что в том доме, где денежное дерево хорошо растет, всегда достаток и недостатка в деньгах не бывает.
Домашнюю птицу на улицу не выпускают – ведьма испортит. Возможно, раньше в этой примете были уверены, но только не сейчас. Считалось, что за неделю до Великой Пасхи ведьмы начинали буйствовать. Ведь начиная с Пасхи и все праздники, их сила временно уменьшалась. Вот они и старались напакостить, так сказать, впрок. Считалось, что именно на домашней птице ведьмы и отыгрывались. Вот только верить этой примете или нет, не известно. Но в деревнях и по сей день те, кто птицу держит, в Вербное воскресенье стараются ее на улицу не выпускать.
Есть праздники, о которых мы слышали, знаем, но не знаем о приметах, связанных с этим днем. Мы не сильно переживаем оттого, что не знаем, какие обычаи нужно соблюдать. Но когда в нашей жизни случаются неприятности, появляются проблемы, то мы начинаем думать, откуда все это берется, и за что все это нам на наши головы.
ПОВЕРЬЯ НА ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ
Под Вербное воскресение заговаривают головные боли.
Для этого, расчесав волосы, снимите с расчески волоски и положите их в воду.
Полейте этой водой вербу под Вербное воскресенье и скажите:
«Вода, иди в землю вместе с головной болью».
В Вербное воскресенье делают приворот на вербу.
Для этого сломайте веточку и скажите:
«До тех пор, пока верба за иконой лежать будет,
До тех пор меня муж не разлюбит, не забудет. Аминь».
Вербу положите за икону. Только ни в коем случае не выбрасывайте заговоренную веточку!
Помните, что веточки с Вербного воскресения необходимо сохранить. Они помогают в лечении многих заболеваний!
Принято, по поверью, в Вербное воскресенье стегнуть вербочкой по спине того, кому вы желаете здоровья.
Но знайте, стегнувший вас по заду желает вам плохого.
Так как, стегнув вербой в этот великий праздник, вам могут пожелать зла, и оно сбудется.
Святят вербу. И потом хранят её в доме весь год в вазе или за иконами.
Старой вербой, отстоявшей год, обметают все углы, окна, пороги, благодарят её за службу и сжигают.
Надо стегнуть новой свяченой вербой по спине всех домашних и животных, вслух сказать: «Верба-хлёст, бей до слёз», - это прибавляет здоровья.
Почки, пушистики от вербы свяченой помогают при бесплодии женском и при энурезе.
Сегодня можно запечь пушистики свяченой вербы в хлеб и дать больным домашним животным - исцелятся.
Всем, кто помогает своим близким отливками или другим методом снять порчу или полечить,
пригодится этот оберег от перехвата: сегодня натощак надо съесть 3 почки вербы и запить святой водой.
Потом сказать:
«Вербой святой Павел махал, от меня чужие болезни отгонял.
Как правда, что вербное воскресенье чтут, так и правда,
что чужие болезни ко мне не пристают. Аминь».
Если Вы православный человек, то до этого надо причаститься.
ОБРЯДЫ. ВЕРБА И ЕЁ СИЛА
Верба по сию пору является значимым растением в народно-православной культуре русских. Оно дало название «Вербное воскресенье» церковному двунадесятому празднику Входа Господня в Иерусалим, отмечаемому в последнее воскресенье перед Пасхой. Согласно Евангелию, Иисус Xристос направлялся с учениками из Вифании, где он воскресил Лазаря, в Иерусалим, чтобы отпраздновать там Пасху. На подходе к городу Xристос увидел привязанного к дереву осла, на котором и въехал в город. Жители Иерусалима, узнавшие о чуде воскресения Лазаря, восторженно приветствовали Спасителя пальмовыми ветвями, называемыми «ваии», и хвалебной песней. На дорогу, по которой ехал Иисус, люди бросали пальмовые ветви и стелили свои одежды. В память об этом событии в христианских храмах в день праздника принято освящать украшенные ветви деревьев. У русских место пальмовой ветви заняла верба, а неделю перед праздником стали называть «Вербной», «Вербницей».
Представления о необычных свойствах вербы, однако, уходят корнями в дохристианские, языческие времена. Это растение, как и береза, в народной культуре связывалось с идеей быстрого роста, здоровья, жизненной силы, плодородия. Эти представления основаны на том, что верба раньше других растений распускает свои почки. Расцветшее дерево символизировало наступающую весну и, согласно мифологическому сознанию, могло передать здоровье, силу и красоту человеку и домашним животным.
Верба довольно широко использовалась в календарных обрядах русских крестьян. Несмотря на то что Вербное воскресенье было церковным праздником, в этот день совершались многочисленные обряды с вербой, имеющие в своей основе архаичные верования. Xодить за вербой в лес было принято до восхода солнца в Лазареву субботу, накануне Вербного воскресенья. Принесенные веточки зачастую тут же украшали бумажными цветами и лентами, но иногда это делали лишь после их освящения или накануне Пасхи. Святить вербу ходили в церковь в тот же день к вечерней службе или утром в воскресенье. Освященные ветки ставили в переднем углу на божницу или клали за иконы, где они хранились до Егорьева дня или весь год. В Сибири для вербы делали из соломы «теремок», украшали его тряпочками, лентами и вешали перед иконой.
По приходе домой после освящения вербы, а иногда прямо около церкви ею ударяли каждого из домочадцев, а чаще всего детей, как считалось, «для здоровья». При этом приговаривали: «Верба красна, бей до слез, будь здоров!», - или: «Не я бью - верба бьет, верба хлест бьет до слез». Во многих местностях с той же целью хлестали вербой скот или давали съесть веточку или почки растения.
В среднерусской полосе, чтобы овцы «водились», их кормили специальным караваем или хлебцами, в которые запекали почки вербы. В некоторых местах форму почек придавали ритуальному печенью, которое в Лазареву субботу приносили в церковь для освящения вместе с вербой печенье. В Костромской губернии оно называлось «барашки», в Московской - «барашки», «бабашки» или «акатушки», в Рязанской - «орешки», «кытька». Печенье пекли по числу скотины и птицы, а в некоторых местных традициях - и для всех домочадцев. На Рязанщине, кормя овец в Вербное воскресенье печеньем, полагали, что они принесут по паре ягнят каждая, а сам праздник называли «ягнячьим».
Освященные ветки повсеместно у русских ставили и до сих пор ставят в красный угол рядом с иконами. Раньше вербу хранили до Егорьева дня или весь год. Выбрасывать ее после хлестания скотины считалось грехом. Обычно эти ветки втыкали в хлеве под крышей, «чтобы скотина не блуждала», или бросали в реку, «пуская по воде»; иногда - сжигали в печи. У белорусов верба хранилась весь год за иконами до нового Страстного понедельника. В этот же день ее сжигали и у образов ставили новую освященную вербу. При переходе в новый дом часть веток вербы оставляли в старом доме, а половину переносили в новый.
В Егорьев день во многих местностях вербой ударяли каждую скотину во время обряда первого выгона на пастьбу, а после выгона скармливали ей, считая, что эти действия обеспечат хороший приплод и обезопасят от диких животных в течение всего сезона пастьбы. Подобным образом поступали и в день Николы Вешнего: в этот день и особенно при выгоне лошадей в ночное, первом в сезоне, их стегали вербовыми ветками.
На Ивана Купалу на Волыни и в Подолье деревце или ветку вербы использовали в качестве праздничного атрибута: девушки украшали растение цветами и водили вокруг него хоровод, а через некоторое время парни врывались в девичий круг, захватывали вербу и разрывали ее. Этот обряд по своему значению близок многочисленным земледельческим ритуалам восточнославянской традиции с использованием чучела из растительного материала, и его цель - воздействовать на силы природы, чтобы удался урожай.
Как можно понять из приведенных примеров, вербе в народном сознании приписывались магические функции. Особой силой наделялись вербовые ветки, освященные в Вербное воскресенье. Продуцирующие свойства растения очевидны из имеющих магическое значение приговоров, которые произносили при хлестании вербой детей: «Расти, как верба!», «Как вербочка растет, так и ты расти!» В некоторых местностях бесплодные женщины ели почки освященной вербы в надежде, что это поможет им родить ребенка. Пасечники втыкали вербовые ветки вокруг пасеки, чтобы пчелы хорошо роились, уродилось бы больше пчелиных семей, и они бы принесли хозяину меда и воска в изобилии.
В Пензенской губернии бытовал обряд окликания молодух, в котором очевидно приписывание вербе положительного значения. В полночь накануне Вербного воскресения молодежь обходила дома, где жили новобрачные, и около ворот кричала:
«Отопри, отопри, молодая, вербушкою бить, здоровьем больше прежнего наделить». Молодая отпирала ворота, и толпа входила с песней: «Был бы урожай хлеба, скота умноженья». Всех спящих в избе слегка ударяли вербой, приговаривая: «Бьем, чтобы быть здоровым», - а также: «Вставай рано, бей барана». Последней стегали молодую, когда она кланялась, провожая поющую молодежь за ворота.
Продуцирующая сила вербы использовалась и непосредственно в земледельческих обрядах. Так, после первого выгона скота веточки могли разломать и разбросать их по полю, а почки раскрошить в зерно, предназначенное для посева. На Смоленщине часть вербы, принесенной после выгона скота, втыкали в землю на хлебном поле - «чтоб земля быстрей ожила», «чтоб рожь хорошо уродилась и росла пушистая, как верба»; другую часть прятали за икону - «чтоб скот домой возвращался». Здесь же хозяйка прут, которым выгоняла скотину, бросала в хлеву в навоз; при этом она прыгала как можно выше, «чтобы уродился лен». В некоторых местах ветки вербы втыкали по четырем углам поля для оберега посевов. В Тамбовской губернии с этой целью вербу вообще высаживали в поле. В Белоруссии с освященной вербой выходили на первую пахоту ярового поля и на распахивание целины.
Кроме продуцирующих верба наделялась целительными свойствами, которые использовались как в профилактических целях, так и непосредственно в народной медицинской практике. В Енисейской губернии освященную вербу скармливали коровам и овцам в Чистый четверг - четверг на Страстной неделе, при этом говорили: «Не я даю, а тальник. Как тальник не сохнет, так и вы, мои Богом данные скотинки, не сохните». Вербу, даже не освященную, широко употребляли также для лечения людей.
На Кубани вербу использовали при лечении детских болезней. Для этого рано утром, до восхода солнца отправлялись на реку и там срезали вербу три раза по девять веток. При этом трижды считали от девяти до одного. Придя домой, опускали в горячую воду один пучок из девяти веток и купали ребенка около окна, из которого был виден восход солнца. В полдень клали в горячую воду второй пучок вербы и купали ребенка около окна, напротив которого стояло солнце в этот момент. Вечером, когда солнце садилось, те же действия совершали с последним пучком веток перед окном, смотрящим в западную сторону. По окончании все ветки вербы с водой относили к реке и с молитвой выливали, чтобы они плыли по воде. Считалось, что болезнь отступит. На Витебщине вербой окуривали больной скот, растирали ее в порошок и засыпали им раны, делали из нее отвар и пили от разных болезней, а также употребляли в качестве примочек от опухолей и ушибов.
Вербе в народной культуре приписывались защитные качества. У всех восточных славян широко бытовали представления о том, что освященная ветка способна защитить от грозы, бури, других стихийных бедствий, от нечистой силы и болезней. У русских в Тамбовской губернии полагали, что верба, брошенная против ветра, может прогнать бурю, а брошенная в огонь - усмирить его. Повсеместно верили, что хранящаяся в красном углу верба защитит дом и все хозяйство от грома и молнии. Белорусы во время града ставили на подоконник пучок освященной вербы, чтобы усмирить стихию и избежать градобития в хлебных полях.
Наряду с тем, что верба широко используется в обрядовой сфере и является атрибутом одного из самых больших христианских праздников, в народных поверьях она принадлежит к деревьям, проклятым Богом. Согласно легенде, из нее мучители Xриста сделали штыри для скрепления креста. За это верба, по народным представлениям, подвержена точению червями, а в сухой вербе сидят черти. В этой связи показательна известная украинская пословица: «Влюбился, как черт в сухую вербу». По представлениям белорусов, на вербе, особенно старой - сухой и дуплистой, с Крещения до Вербного воскресенья сидит черт. Весной черти отогреваются на вербе, а после того как ее освятят в праздник, они падают в воду, и поэтому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, почерпнутую под вербой.
МОЛИТВЫ В ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ
КОНДАК 13
О, Иисусе Христе, Агнче Божий, прежде век на заклание приуготованный, ныне же во Иерусалим на вольную страсть грядый! Приими малое сие с ваиами и ветвми приносимое Тебе моление наше, да в пречестные дни сии последуем стопам Твоим в тишине и кротости духа и во умилении и чистоте сердца и тако да пребудем с Тобою и во все время земнаго странствия нашего. И сподоби нам неосужденно причаститися Божественныя радости Святыя Пасхи Твоея зде на земли, да и по пришествии в Небесный Иерусалим на веки соединимся с Тобою, со всеми святыми поюще Ангельскую песнь: Аллилуиа.
ИКОС 1
Архангелов и Ангелов лики со страхом и с трепетом взираху с небесных высот на Твое, Христе Спасе, во Иерусалим к вольной страсти вхождение и со Апостолы незримо сопровождаху Тя Царя Своего и с дети еврейскими “осанна в вышних” Тебе приношаху и воспеваху песнопения сицевыя: Благословен еси, Господи Боже наш, яко посетил и сотворил еси избавление людем Своим. Благословен еси, Владыко Христе, яко пришел и даровал еси Крестом спасение чадом Своим. Благословен еси, грядый Адама из глубины ада воззвати. Благословен еси, пришедый Еве от древния печали свободу даровати. Благословен еси, благовествуяй мир на Израиля и спасение языков. Благословен еси, возвещаяй Завет Нов в кроплении крови Своея. Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в вышних!
КОНДАК 1
Избранный Царю Горняго Сиона, Кроткий, спасаяй и Праведный Избавителю наш, Тебе, в вышних на Херувимех носимаго и певаемаго от Серафим, зрим ныне на жребя возшедшаго и в Иерусалим к вольней страсти грядущаго. Сего ради поклоняемся неизреченному снисхождению Твоему, и с ваиами и ветвьми умиленно сретаем Тя, да и с дети еврейскими воззовем Тебе: Благословен грядый во имя Господне, осанна в вышних!
МОЛИТВА
Господи Иисусе Христе Боже наш, в вышних со Отцем на Престоле седяй, выну на крылу от Херувим носимый и певаемый от Серафим, во днех же плоти Своея на жребяти осли сести изволивый нашего ради спасения, и от детей воспевание приявый и во Святый град Иерусалим прежде шести дней бытия Пасхи на вольную страсть пришедый, да спасеши мир Крестом, погребением и Воскресением Твоим! И якоже тогда людие, седящие во тьме и сени смертней, приемши ветви древес и ваиа от финик, сретоша Тя, Сына Давидова Тя исповедуя, такожде и нас ныне в предпразднственный день сей в подражание онех ваиа и ветви в руках носящих соблюди и сохрани. И якоже онии народи и дети “осанна” Тебе приношаху, сподоби и нам во псалмах и пениих духовных душами чистыми и нескверными усты прославити вся величия Твоя в праздник сей и во всю седмицу страсти Твоея и неосужденно достигнути и причаститися Божественныя радости Святыя Пасхи в пресветлые дни Живоноснаго Воскресения Твоего, да воспоем и прославим Твое Божество вкупе со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Приближается Вербное (Пальмовое) воскресенье (церковное название — Вход Господень в Иерусалим) — христианский праздник, отмечаемый в воскресный день за неделю до .
Сейчас мы расскажем вам об истории Вербного Воскресенья, перечислим основные приметы праздника, традиции и обычаи этого христианского торжества.
Какого числа Вербное воскресенье
Христианский праздник Вход Господень в Иерусалим (традиционное русское название — Вербное воскресенье) отмечается ровно за неделю до великой Пасхи, Пасхального Воскресенья.
Вербное воскресенье — заключительный седьмой день Вербной недели — шестой недели Великого поста, после которого наступает Страстная неделя.
Дата Вербного воскресенья уникальна для каждого года и зависит от Пасхи.
Вербное воскресенье: история праздника
В основе христианского праздника — евангельское сказание о въезде Иисуса Христа в Иерусалим на ослике и торжественная встреча, которую организовал народ.
Согласно обычаю евреев, цари и победители входили в Иерусалим верхом на конях или ослах, а народ выстраивался вдоль пути с пальмовыми ветвями на руках и, восторженно приветствуя въезжающего, бросал ветки пальм под ноги, выстилая ими весь путь.
Также торжественно въезжал в Иерусалим и Иисус — показывая всем, что желает мира, он прибыл на молодом ослике.
Причиной тому было то, что на Востоке въехать в город на осле считалось символом мира, вход же верхом на коне значил символ войны.
Христос прибыл в Иерусалим в целях исполнить обетование о Спасителе мира, обещанное Богом первым людям в раю. Еврейский народ ждал Иисуса на протяжении многих тысячелетий, и вот Он явился.
Служение Иисуса Христа на Земле близилось к стадии завершения, недалек был час Его великих страданий и смерти, которую Он позже примет ради спасения людей, всего человечества.
Когда Иисус въезжал на осле в Иерусалим, народ вышел навстречу с восторженными криками «Осанна! Благословен грядущий во Имя Господне!».
Люди стелили одежды на дороге, бросали под ноги ослика пальмовые ветви и пели хвалебную оду.
С тех пор в день Входа Господня в Иерусалим молящиеся как бы приветствуют Господа, встречают его, держа в руках пальмовые ветви (в славянских странах они заменены на веточки вербы), цветы и зажженные свечи.
Не зря этот христианский праздник на Ближнем Востоке называют Пальмовым воскресеньем, ну а в северных странах (в том числе и в России) именуют Вербным, потому что ветки пальмы за неимением таковых заменены на вербовые ветки.
Возникает вопрос, а почему такая высокая честь удостоена именно вербе?
В основном это связано с тем, что верба первая цветет и распускает почки весной, её цветение совпадает с временем, когда празднуют Вход Господень в Иерусалим.
Вербу издавна любили за красоту и нежность, она всегда была символом воскресения, олицетворяла пробуждение к жизни.
Люди издревле приписывают вербе магическую силу во многом. Считается, что она наделяет крепким здоровьем и предохраняет людей от болезней, она же, согласно поверьям, способна отгонять нечистую силу, приносить в дом свет и радость.
А ещё вербе приписывают способность улучшать плодородие земли и увеличивать будущий урожай.
Традиции и обычаи Вербного воскресенья в России
Основные народные обряды Вербной недели и воскресенья связаны с вербой.
В день входа Господня в Иерусалим православные христиане встают с первыми лучами солнца и идут в храм с ветками вербы в руках, чтобы освятить их.
По традиции освящение верб проходит на Всенощном бдении — после чтения Евангелия священник читает особую молитву благословляющую «вайи» (ветки финиковых пальм, а в славянских странах — ветки вербы), затем окропляет ветви святой водой.
Считается, что обряд освящения вербы наделяет ветки целебными и защитными свойствами.
В России существует поверье, что освященные в Вербное воскресенье вербовые ветви защищают обитателей дома от сглаза, напастей и бед, приносят добро и благодать, поэтому, следуя обычаю, их хранят в доме до следующего года, украшая ими иконы.
В течение всего года вербные ветки являются оберегом для дома и семьи. Простоявшими целый год сухими ветками вербы обметают углы дома, пороги и окна, после чего им выражают благодарность за службу и сжигают.
Кстати, для сведения: нельзя выбрасывать прошлогоднюю веточку вербы в мусор, желательно отнести ветку в церковь или сжечь.
В некоторых местностях есть обычай класть освященные вербовые ветки в руки умерших, надеясь на то, что будучи по вере в Иисуса Христа, умершие победят смерть и, воскреснув, встретят Спасителя с вербой в руках.
В России широко распространён обычай в Вербное воскресенье слегка бить друг друга веточками вербы.
Возвратившиеся после заутрени из церкви домой родители начинают будить спящих в постели детей, не сильно прихлёстывая их вербой и приговаривая: «Верба хлыст, бей до слёз. Не я бью, верба бьёт. Будь здоров, как верба».
Именно так своеобразно любящие родители желают своим детям здоровья и долголетия в Вербный праздник.
Освященным вербам многие крестьяне на Руси придавали сильную очистительную силу, веруя в спасение домашнего скота от хищных животных, а имущества — от сглаза и порчи.
И сейчас верующие в России считают, что ветки вербы исцеляют от болезней, прогоняют злых духов, не подпускают злых людей, имеющих недобрые намерения.
Любимым занятием людей (как взрослых, так и детей) во время празднования Вербной недели было посещение так называемых «вербных базаров», где был представлен большой выбор всего, что нужно в хозяйстве, детских игрушек, сластей.
В этих же рынках можно было купить связанную пучками вербу, к которому обычно привязывали в виде украшения бумажного ангелочка. Его называли «вербный херувим».
Издавна верили, что будучи посажена во дворе, освященная ветка вербы примется и, разрастаясь, с каждым годом будет приумножать благополучие в доме. Следуя этому обычаю, многие сажают во дворе дома вербу.
Считается, что если хоть одну вербную почку проглотить в Вербное воскресенье, это окажет оздоровляющий эффект, защитит от болезней и иных напастей. Почки освященной вербы рекомендуется съесть больным и немощным людям.
Особо упоминаются женщины, которые не могут зачать ребенка — много убеждений в том, что девушка или женщина, съевшая почку, скоро забеременеет.
Что можно и что нельзя делать в праздник Вербного воскресенья?
Что нужно знать, чтоб правильно отметить святой день?
Одним из главных запретов в этот христианский праздник является запрет на работу — в день Вербного воскресенья нельзя работать.
Также в этот праздник нельзя рукодельничать.
По традиции в старину женщинам запрещалось расчесывать волосы в Вербное Воскресенье, также, как и на Благовещение.
Ни в коем случае нельзя в этот день использовать искусственные веточки вербы. Их не приносят в церковь и не окропляют святой водой.
Стол должен быть очень умеренным: помимо кушаний, дозволенных Постом, можно есть рыбу, по традиции — рыбные пироги, и пить вино.
Разрешается горячая постная пища с растительным маслом. Но праздник не подразумевает обильного застолья.
Вербное воскресенье является выходным днем, который необходимо проводить в тихой и спокойной атмосфере.
Лучше начать этот день с посещения церкви, а затем провести его в окружении близких и родных людей.
Здравствуйте, дорогие посетители Клуба заботливых мамочек «Елисейка»!
В воскресенье вербное
Верба расцвела
От луча весеннего,
Первого тепла.
Прокатился с грохотом
Ледоход речной,
Отозвался колоколом
Праздник над землёй.
И слезами капает
Парафин свечей,
От огня священного
Солнце горячей.
Бледными листочками
Верба прорастёт,
Лопнувшею почкою
Сердце оживёт!
(Т.Ларина)
Завтра для православных христиан день особенный - Вход Господень в Иерусалим или, как более привычно для большинства - Вербное Воскресение. Многие из нас, взяв букетики веточек с пушистыми белыми шариками, всей семьей отправятся с утра в Церковь: постоять на Службе, освятить букетики вербы, чтобы она весь год потом озаряла наше жилище небесной святостью. В этот день церковные песнопения особенно радостные, ведь это единственный день в истории жития Иисуса на земле, когда он был признан Царем. Но мы-то с вами эту земную историю Иисуса слышали не раз, а знают ли ее ваши дети?
Цветоносное воскресенье.
В церкви – тихое пенье.
Почки веточек вербы
Словно мягкие цветы.
Муки были добровольны.
Иисус решился вольно
Посетить опасный град.
Жизнь за нас отдать был рад.
Рассказать нужно, конечно, заранее, чтобы в Церкви они не задавали вопросы, а наблюдали за происходящим и принимали осознанное участие в праздновании.
Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонёчки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня!
В Воскресенье Вербное
Завтра стану первая
Для Святого дня.
(А.Блок)
Детям о вербном воскресении
Иисусу, Сыну Божьему, было открыто будущее, он знал, что с ним произойдет. Знал, что ждет Его мучительная смерть, знал, что будет предан и распят на кресте.
*Распятие на кресте - это смертная казнь, которую использовали в некоторых древних странах (Палестине, Греции, Вавилоне, Карфагене, Древнем Риме) особо опасных преступников (изменников, бунтовщиков, беглых рабов, разбойников). Иисус Христос, конечно же, не был преступником, но почему его тоже распяли, я расскажу тебе в следующей истории (Родители, не забудьте подписаться на обновление блога).
Но Иисус также знал, что ему надлежало через все это пройти, чтобы спасти человечество. Для этой цели Он и был послан на землю Богом. Он должен был придти в Иерусалим к празднику Пасхи - так гласило пророчество. За неделю до своих мученических страданий велел Иисус своим ученикам привести к нему молодого ослика.
* Коней в Палестине было мало, и использовали их только для военных целей, а путешествовать простым людям приходилось на ослах.
На ослах или лошадях, по древнееврейскому обычаю, в Иерусалим въезжали победители и цари. Их должны были встречать люди с торжественными криками и пальмовыми ветками в руках. И Христос именно так должен был въехать в ворота Иерусалима, но не как земной победитель или царь, а как Победитель греха и смерти.
Но народ, который вчера видел, как Иисус Христос сотворил чудо, воскресив умершего друга Лазаря, а также накормивший 5 тысяч человек, сегодня был готов признать Чудотворца своим земным царем. Народ ждал Иисуса, люди вышли Ему навстречу, стелили, по обычаю, на пути ветви пальмы и свои одежды. Они радостно кричали: «Осанна! Осанна!», что у нас означает: «Ура! Да здравствует!» Все думали, что пришло их земное спасение, так как устали от жестокого владычества римлян. Но только Иисус знал, что несет им гораздо больше - не земное царство, а Царство небесное.
Когда вошел Иисус Христос в храм Божий, первым делом он выгнал оттуда торговцев, опрокинул столы меновцев. Он был возмущен тем, что Дом Божий был превращен в дом торговли. Люди в восхищении слушали все то, что говорил им Господь. Но это был единственный день, когда Иисус был всенародно признан.
Во всем ликующем Иерусалиме Он один знал, что уже завтра начнется неделя Его страданий. Что эта же самая толпа вместо, - Слава Сыну Давидову! - Уже через неделю будет кричать, - Возьми, распни Его! Но это уже следующая история.
Вербное воскресенье
Мерно пост к концу стремится,
И перед Страстной седмицей
В воскресенье в храм идём,
Вербочки в руках несём.
Вербы в храме освятим,
Дома у икон поставим.
Ныне Вход Господень славим
В город Иерусалим.
Шёл Господь в священный град,
Шёл навстречу муки крестной.
Знал, что будет Он распят,
Знал, что в третий день воскреснет.
(С.Высоцкая)
Детям о вербном воскресении : почему именно верба?
Нет в России пальм зелёных,
Лишь берёзоньки да клёны,
Да пушится над водой
Верба веткой молодой.
Верба ветки дарит нам –
Отнесём их в Божий храм,
И под колокольный звон
Их положим у икон.
(Т. Шорыгина)
В России не растут пальмы, поэтому мы не можем нести в Церковь в этот день пальмовые ветви. Но почему же именно верба стала в нашей стране символом праздника Входа Господня в Иерусалим?
Объясняется все довольно просто. В России за неделю перед Пасхой обычно еще холодно. Деревья только готовятся отойти ото сна, до зеленых листиков еще очень далеко. И лишь верба выпустила из своих почек на веточках бело-серые пушистые живые шарики.
Мы несем свежие веточки в Церковь, где их освящает священник, потом уносим их домой, и храним весь год, до следующего вербного воскресения.
Закончив рассказ , скажите: «Когда ты будешь стоять с веточками вербы в Церкви, думай о Христе, о том, что ему пришлось ради тебя вынести. Представляй, что ты встречаешь Его и радуешься Ему».
«…Приходит вечер. Давно уже мальчик осаждал мать неотступными просьбами взять его в церковь, где, по ее же словам, всем так хорошо и весело, где все стоят с вербами и свечами, откуда все возвращаются, встретив Христа, с улыбкою и песнью. Что-то неведомое и таинственное представляется в храме юному воображению: как там должно быть хорошо и светло, как должно быть весело стоять вместе со всеми, держа в руке горящую свечку на длинной ветке. И вот, наконец, мать, после нескольких годов упорного отказа, решается взять с собою в церковь дитя свое. Боже мой - какая радость! «Мама, когда же зажгут свечки?» - спрашивает ребенок, и ждет не дождется желанной минуты. Вот, наконец, пришла она! Мать сама зажгла ему свечку, налепила на вербу и дала ему в руки, и стоит он первое время в каком-то смущении, но в то же время гордый тем, что и он, так же как и все большие, стоит со свечой, и сердце прыгает от волнения. «Молись, - шепчет ему мать, - Христос идет». Таинственный трепет ожидания впервые нападает на душу, и точно кажется ребенку, что здесь Христос, о Котором так много говорила ему мать еще нынешним утром, и он видит перед собою картину из большой своей книги, как шествует Христос, сидя на осляти, посреди народа, столпившегося на улице, облепившего заборы и кровли, как стелют Ему по дороге ковры и одежды, как матери подносят Ему детей, и дети кричат Ему: «Осанна!» И долго после того чудится ребенку торжественная картина, когда на другой день играет он принесенною из церкви вербою и лепит фигуры из своей свечки. И на другой год, едва подходит весна, он уже нетерпеливо спрашивает у матери: скоро ли вербы? скоро ли вербы? скоро ли вербы? скоро ли пойдем и зажжем опять свечки?
…Счастлив тот, на ком хоть отблеск этого детского чувства отражается поздней порою жизни в церковном празднике Вербного Воскресенья…» (Победоносцев К. П)
5 Апреля, 1859
Журнал «Купель» № 2, 2000
Если вы сомневаетесь, нужна ли детям вера, почитайте мою статью: . Быть может, вам помогут мнения психологов, рассуждающих на эту тему.
В прекрасный день, весной умытый,
Что сам Господь нам подарил,
Забудь печаль, забудь обиды –
Желаю, чтоб веселым был.
Пускай же в это воскресенье,
Что Вербным называем мы,
Уйдут тревоги и сомненья
На благо истинной весны!
Расскажите в комментариях, как вы проводите день вербного воскресения.
Подпишитесь на обновления, совсем скоро я покажу, какую вербочку сделали мои дети к этому дню, расскажу, как они ее делали и кому хотят подарить.